Михаил Ульянов. «Без свидетелей»

Сотрудники спортклуба «Урожай» ведут рубрику, посвященную выдающемуся мастеру.

20 ноября исполнится 95 лет со дня рождения народного артиста СССР, уроженца Муромцевского района Омской области Михаила Ульянова, чье детство и юность прошли на севере Омской области. Сотрудники ОФСК «Урожай», которые во многом являются уроженцами омского села, чтят память прославленного актера и прекрасно помнят роли Ульянова в кино.

Сегодня творческую рубрику продолжает Юлия Жикина – заместитель главного бухгалтера ОФСК «Урожай». Одним из самых интересных фильмов с участием Михаила Ульянова Юлия Александровна считает постановку «Без свидетелей». И действительно, эта картина была снята необычным способом – камерным: на протяжении всего фильма герои не покидают квартиры. Еще одна необычность – у героев, которых в картине всего два, нет имен и фамилий. Он и Она. Так написано и в титрах. Женскую роль в фильме исполняет Ирина Купченко, мужскую – Михаил Ульянов. Поставил картину режиссер Никита Михалков.

Пьесу Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетеля» в журнале «Театр» прочел сам Михаил Ульянов и предложил ее Никите Михалкову для театральной постановки. Начались репетиции, которые продолжались до тех пор, пока Михалков не получил предложение снять фильм по этой пьесе. Спектакль в результате театральных разногласий так и не вышел на сцену, хотя Михалков пытался пойти на эксперимент – сделать театральную постановку и выпустить фильм одновременно.

Ульянов играет бывшего мужа Купченко, который ушел из семьи за девять лет до действий в картине. Однако у них есть общий сын-подросток, который воспитывается матерью. Во втором браке у Него появилась дочь, в которой Он души не чает. Однажды после концерта любимой дочери он навещает бывшую супругу, да еще перед этим выпив «200 грамм в кафе у Никитских от полноты чувств». Он захотел посмотреть, как живут его любимые люди. В ходе визита Он серьезно выпивает и узнает, что Она собирается замуж за его бывшего друга Валентина Шляхова. Все бы ничего, но в молодости Он еще с одним своим другом написал на Шляхова анонимку, из-за которой на того обрушились крупные неприятности. Он начинает понимать, что, если они начнут жить вместе, то речь обязательно зайдет о том письме и Его многолетней карьере придет конец.

ulyanov-zhikina_mini.png

Он подозревает, что жена соврала про свои отношения с Валентином, чтобы заставить Его ревновать. Он начинает вести тонкие психологические игры, направленные против Нее. Зная, что Дима – не Ее родной сын, Он начинает давить на Нее, угрожая, что все расскажет юноше, и ставит ультиматум: либо Шляхов, либо Дима. Плачущая мать выбирает Диму. Он заставляет позвонить Ее Шляхову и сказать ему, что между ними все кончено. Он предполагает, что если она сказала неправду про Валентина, то будет обманывать и дальше: позвонит не на тот номер, или вообще откажется разговаривать с Валентином. Она, еле сдерживаясь, выполняет требование бывшего мужа и закрывается от него в чулане. В этот момент Он с полным ошеломлением понимает, что его жена не лгала ему и не обманывала, он потрясен тем миром, «в котором существуют чистые и светлые люди» и понимает, что этот мир он за сегодняшний вечер утратил навсегда.

Для Ульянова роль бывшего мужа стала одной из самых трудных и, в том числе и по этой причине, одной из самых любимых в жизни: «Шли поиски необычного для меня грима, несвойственной мне манеры поведения, и я все дальше уходил от себя, чтобы раскрыть характер, столь чужой мне. Сложность была в том, чтобы в экстравагантных, почти фарсовых ситуациях оставаться человеком, а не паяцем, не скоморохом. И это была одна из самых трудных ролей. Давалась она мне очень тяжко. Этот тип ведь актер в жизни – он все время играет. Играет хорошего человека, играет деятельного, играет любовь. А мне, актеру, надо этого «актера в жизни» сыграть – эвона, какая задача стояла передо мною».

К слову, с ним были солидарны критики, посчитавшие этот образ одним из лучших из когда-либо созданных актером. Но, по словам Михаила Александровича, столько гневных писем, сколько он получил после выхода картины, ему не приходило никогда. «Чего это Ульянов так наигрывает? Он что, потерял совесть, стал так развязно играть, так нагличать?» - писали одни зрители, другие, не стесняясь, называли актера негодяем, подлецом и подонком.

В этой связи не случайно на протяжении фильма у героя Ульянова меняется форма черепа и увеличиваются зубы. Таким образом подчеркивается преобразование героя из добропорядочного человека в настоящего монстра.

- Когда ограничиваешь себя максимально в возможностях, начинаешь идти вглубь, - вспоминал о работе над картиной Никита Михалков в 2012 году. - Когда у тебя два актера, одна декорация, один телевизор, в котором идет одна программа, и ты должен найти возможность зрителя увлечь тем, что происходит. Это адская работа, но абсолютно необходимая, как очищение от всего того, к чему ты привык.

В своей книге «Работаю актером», вышедшей в 1987 году Михаил Ульянов также вспоминает о работе с молодым режиссером.

- Вообще работа с Никитой Михалковым – большая и серьезная школа, - читаем мы у актера. - Почему? Я снимался у многих крупных режиссеров нашего кино. С каждым по-разному нужно было находить свой язык. С Михалковым было и легко, и тяжело, и уверенно, и напряженно. Никита Михалков - один из режиссеров, может быть, наиболее точно и тонко чувствующих время. Он из другого поколения, чем я, и в чем-то более точно ощущает сегодняшний пульс времени. Это естественно. Часто в подобных ситуациях происходит несовпадение взглядов на один и тот же предмет. Это не сшибки характеров, а разное отношение, разные точки зрения. В чем-то и у меня были с ним расхождения, но я жестко положил себе во всем слушаться Михалкова и подчиняться ему, как человеку более молодому, а значит, и более современному. Признаюсь, это было нелегкое испытание - что-то от монашеского послушания.

После выхода в 1983 году картина получила несколько призов. Правда, все они достались режиссеру. Так, на Международном кинофестивале в Москве того же года Никита Михалков был удостоен приза международной федерации кинопрессы. В 1984-м приз и диплом постановщику был вручен на XVII Всесоюзном кинофестивале в Киеве, а на международном кинофестивале в Вальядолиде в том же году Михалков получил приз испанской федерации киноклубов.

Интересный факт

В фильме присутствуют ссылки на киноработы других режиссеров. Так, в одном из эпизодов герой Ульянова обращает внимание на музыкальный номер в телевизионном эфире с участием Леонида Броневого со словами: «О, гляди, Мюллер. Поет!», намекая на роль Броневого в телефильме «Семнадцать мгновений весны». В другом, размышляя об уместности употребления слова идиот, вспоминает одноименный фильм с участием Юрия Яковлева.

Продолжение следует… ©