Михаил Ульянов и его благородный человек Алексей Кустов
Сотрудники спортклуба «Урожай» ведут рубрику, посвященную выдающемуся мастеру Михаилу Ульянову.
20 ноября исполнилось 95 лет со дня рождения народного артиста СССР Михаила Ульянова, чье детство и юность прошли на севере Омской области. Спортклуб «Урожай» посвятил выдающемуся мастеру, который имеет непосредственное отношение к нашему региону и неоднократно бывал на родной земле, рубрику, в которой сотрудники выбирают наиболее яркие фильмы с участием легендарного артиста.
Сегодня свой выбор сделал старший инструктор-методист, экс-директор учреждения Сергей Бугаенко. Как рассказывал Сергей Дмитриевич, Ульяновы были частыми гостями в доме его бабушки, когда еще ребенком Михаил жил в Екатерининском (Тарский район). Их дома располагались буквально друг напротив друга.
Сергей Бугаенко прекрасно знаком с творчеством Ульянова и практически без раздумий выбрал интересный фильм. Его выбор пал на картину «Последний побег». В свет фильм вышел в 1980 году, когда Ульянову было уже 53 года. Кроме него, в картине, поставленной режиссером Леонидом Менакером, играют Ирина Купченко, Евгения Ханаева, Любовь Соколова, Валерий Гатаев, Виктор Павлов, Владимир Заманский, Юрий Саранцев, Мария Скворцова, Алексей Серебряков и другие.
В этом фильме Михаил Александрович играет отзывчивого, активного, добродушного и в тоже время боевого (все-такие ветеран войны) преподавателя спецшколы Алексея Кустова. Он руководит местным духовым оркестром, вкладывая в каждого воспитанника душу. Особенно он гордился Витей Черновым (Алексей Серебряков), за которым в положенный «после исправления» день не приехала мама (Ирина Купченко). А в своем трубаче он видит не просто способного подростка, а настоящий талант. Он договорился с руководством и решил свозить мальчишку в город – встретиться с мамой, которая в свою очередь встречала задержавшегося из рейса отчима Вити (Валерий Гатаев), а потому не смогла вовремя навестить сына. Правда, когда они добираются до знакомого дома (а там во всю идет дружеский праздник по поводу возвращения отчима из рейса), Витя отказывается идти в квартиру и убегает от хромого Кустова. Ветеран сначала подключает на поиски мать, а затем бабушку (Евгения Ханаева), родного отца и даже милицию, хотя понимает, что может «влипнуть» от своего руководства. Тем временем Витя решает уехать из города в первую же деревню, на которую достал билет. Но в последний момент он сходит с автобуса и решает вернуться к Кустову, который так много вложил в него.
Фильм держит до конца. Большую роль в этом играет яркая роль Михаила Ульянова. Его Кустов за словом в карман не лезет, сам прекрасно знает выход из любых ситуаций. Особо подкупает то, что он, заботясь о своем трубаче, буквально объединяет вокруг всех, кто уже давно живет порознь – маму и родного отца Вити, его бабушку. Хотя и сам из-за этого мальчишки не пошел на свадьбу внучки, поругался с супругой…
Витя возвращается к дому, где мог быть Кустов, но встречает там его тестя (Виктор Павлов), который объясняет ему, что тот поехал искать мальчишку на вокзал. Вместе они пытаются найти Кустова в толпе, но сначала встречают родного отца Вити… Мальчик его не помнит, но заинтересованно смотрит на него. В это время мимо проезжают тележки для багажа, перевозящие диваны, на одном из которых лежит уснувший Кустов. Витя замечает его, пытается разбудить, но в последний момент понимает, что Алексей Иванович уже не проснется… Тележки уезжают. Он кричит ему вслед «Дед!» - именно так просил называть его Кустов, когда они были вместе…
Прочитав сценарий фильма, Ульянов увидел, насколько «искренне» написан он Александром Галиным, «с добрым чувством к главному герою», и согласился на участие в картине. Он быстро нашел общий язык с Менакером и приступил к воссозданию «экстравагантного характера» ветерана войны и руководителя духового оркестра в спецшколе Алексея Ивановича Кустова. Картина не имела особого успеха, однако Ульянов остался доволен этим опытом.
- Момент знакомства со сценарием, предложенным тебе, - непростой процесс, - писал Ульянов. - Если не нравится сценарий, роль, тут все ясно и никаких мучений. А как быть, если сценарий показался интересным и роль привлекает своей сутью, а у тебя в этот момент большая работа в театре, или гастроли, или просто невозможно соединить эти съемки с другими делами? Вот тут и начинается довольно противная раздвоенность твоей актерской души. Умом ты понимаешь, что времени и сил для этого соединения нет и не надо себя тешить надеждой. А беспечный внутренний голос нашептывает: "Да ничего, как-нибудь уладится! Как-нибудь выкрутимся!" В молодости я часто нырял в этот водоворот и, в общем-то, всегда выплывал. В молодости, может быть, так и надо делать: сил много и резервы неограниченны. Правда, часто это идет и за счет качества твоей работы.
Едва ли эта картина оставила глубокий след в общем потоке картин последних лет. Фильмов действительно выходит сейчас много. Это похоже, наверное, на то впечатление, которое возникает, когда смотришь в окно быстро идущего поезда. Все как будто сливается в один сплошной поток.
Давно я не встречался с такой колоритной, оригинальной, живой, эксцентрической, горькой, прекрасно написанной ролью. Своеобразнейшая личность. Должность невеликая – руководитель духового оркестра в школе для трудновоспитуемых ребят. Не велика высота. Но сколько азарта, сколь сердца, души и любви вносит он в разучивание «Дунайских волн» или «Сопок Маньчжурии»! А сжигает он себя не ради чистоты звучания оркестра, а ради того, чтобы распрямились уже согнутые души его не больно слаженно играющих музыкантов. Солдат, прошедший войну, потерявший на военных полях ногу, вспыльчивый, как порох, живущий нелегко, человек с больным сердцем, чудак и местный донкихот, он живет счастливейшей жизнью. Почему? Ему интересны люди, окружающие его. Он полон их заботами, их бедами. Он – неравнодушный человек.
Журнал «Советский экран» в 1981 году на своих страницах был уверен, что Кустов делал то, что подсказывало ему сердце.
- …Алексей Иванович, воспитатель, нарушивший устав спецшколы, слово «принцип» применительно к своим действиям вряд ли стал бы употреблять, - писал. – Просто он делал то, что подсказывало ему сердце. Припадающий на ногу — инвалид войны!— и все же всегда спешащий, азартно сверкающий глазами, рубящий воздух энергичным жестом, часто суетливый, поминутно сыплющий какими-то лишними, словно бы не к делу, словечками, легко впутывающийся в ссоры, временами несносный, он стремительно вторгается в острые ситуации или, скорее, создает их сам. Ради кого он хлопочет, из-за чего нарывается на неприятности? Да все из-за того же Витьки, продолжая безостановочно свою педагогику: не порть уха дурной музыкой, не перенимай грубости, не привыкай к пошлости. Впрочем, из-за одного ли Витьки? Витьку он взял под расписку, но ответственность за него понимает много шире, чем необходимость доставить парня по назначению в целости и сохранности. Других «расписок» он никому ни в чём не давал, однако неизменно поступает как человек, чувствующий себя в ответе за все и за всех.
- Встреча с характером чудеснейшим, бесхитростным и таким необычным оставила в моем сердце какой-то добрый, светлый и примиряющий со сложностями жизни след, - завершает свои воспоминания о фильме Михаил Ульянов. – Это негромкий, но чистый и искренний человеческий голос. Пожалуй, если говорить правду, такие человечные, искренние, но тихие голоса подчас и не бывают слышны. Может быть, вокруг них много шуму? Славный, простой и добрый был человек Алексей Иванович Кустов.
Интересный факт
Съемки фильма проходили в Ленинграде, Симферополе и Сланцах, откуда был родом и прототип героя, настоящий Алексей Кустов, с которым Михаил Ульянов лично встречался. Алексей Иванович скончался спустя несколько лет после картины, и эта работа стала своеобразной данью памяти «скромному человеку, который прожил незаметную, но благородную жизнь».
Продолжение следует… ©
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- Версия для печати
- Отправить эл. почтой